Информационный сайт системы АССОЛЮКС
Вот и пришло время вспомнить о своем блоге. Сегодня я собираюсь обсудить еще один вопрос, интересующий кошколюбов (как правило, владельцев одной кошки) – а именно, то, чем отличается отношение заводчика к кошке от отношения к ней обычного кошколюба. Кроме того, затрону один животрепещущий вопрос – судьба производителей, чье участие в племенной программе питомника более не требуется.
Бытует мнение, что у любителя отношение к кошке более человечное, чем у заводчика. Что заводчик – это циник, для которого интересы породы выше интересов отдельного животного, поэтому последними постоянно приходится жертвовать. В действительности же вовсе не интересы породы могут нанести ущерб интересам отдельного животного.
Заводчик чаще всего начинается именно как любитель – с первой породистой кошки, которая вырастает красавицей и начинает просить кота. У любителя тут же возникает желание дать ей то, чего она просит, и от заводчика его отличает только отсутствие понимания, чем это чревато.
Именно разным объемом знаний о кошках и отличаются любитель и профи. Причем из-за отсутствия знаний любитель, пытающийся выполнить работу профи (т.е. успешно получить помет котят и грамотно распорядиться им), постоянно попадает впросак. Страдают из-за этого в первую очередь, естественно, сами кошки: вся истинно любительская человечность отношения к ним благополучно переходит в свою противоположность – крайнюю жестокость.
Однажды я уже получила по рогам от любителей за то, что написала пародию на одну стихотворную «добрилку» о «спасении» одним таким любителем новорожденного котенка. Один спас, другой воспел процесс спасения в стихах, а злобный заводчик Анаиска потопталась на светлых идеалах лиргероя и автора. Но так уж оно получается, что отсутствие у любителя профессионального подхода к разведению кошек почти всегда оборачивается сплошным издевательством над животным.
Впрочем, далеко не все любители будут руками и ногами отпихиваться от новых знаний, крича, что ни за что на свете не хотят становиться профессионалами (сиречь узнать что-то новое о своей любимой кошке и правильном уходе за ней). Многие поступят как раз наоборот и начнут поглощать эти знания тоннами. Кстати, это тоже может закончиться плохо для кошки. Например, она может стать объектом нескончаемых околоветеринарных экспериментов со стороны хозяина-неофита, узнавшего о том, сколько разных болезней бывает у кошек и решившего объявить всем недугам войну не на жизнь, а на смерть. Болезни-то в итоге останутся (благо их количество неисчерпаемо и кто ищет, тот всегда найдет), а вот кошка вполне может и не выдержать бесконечного лечения и в конце концов так и помереть где-нибудь в перерыве между очередной капельницей и новым результатом анализов.
Не будем, однако, заострять внимание на клинических случаях и рассмотрим случаи обычные. Пусть есть достаточно продвинутый любитель с одной-двумя кошками, и есть заводчик с 5-10 кошками, вполне способный успешно существовать в этом качестве, пользуясь уважением коллег. В какой мере тот и другой способны действовать в интересах каждой отдельной кошки, если считать, что заинтересована кошка в двух вещах: хорошем уходе (кормлении, лечении, уборке и т.д.) и общении?
Единственная любимая кошка в течение жизни получает:
- больше общения с хозяином, чем в среднем каждая из 5-10 кошек, живущих в питомнике; фактически все время, которое хозяин готов потратить на общение с животным, достается только ей одной;
- больше места: вся территория квартиры также в распоряжении единственной кошки и не надо ни у кого ее отвоевывать;
- индвидуальный подход: например, возможность строго соблюдать любую диету без риска случайно съесть «запретного корма» из чужой миски.
Однако в остальном кошка, живущая у любителя, не имеет серьезных преимуществ перед кошками, проживающими в небольшом питомнике. Даже своевременное распознавание заболевания при всем внимании к кошке может оказаться не по силам любителю, поскольку он все-таки любитель, а не врач и даже не заводчик – у него нет опыта выхаживания больных, так что болезнь кошки для него – это всегда неожиданность, чреватая сомнениями и растерянностью: «Что с моей кошкой? Она заболела? Опасна ли эта болезнь? Правильно ли я лечу ее?» Заводчику же не требуется много времени, чтобы заметить плохое самочувствие животного, а в простых случаях не только заметить, но и правильно диагностировать заболевание, и грамотно оказать первую помощь, и не дать ветеринару ошибиться.
Что касается преимуществ, на которые могла бы рассчитывать кошка, отправляясь на ПМЖ к любителю, то и с ними все не так однозначно, как кажется. Взять хотя бы общение с хозяином: разные кошки в разной степени нуждаются в нем. Лишь некоторые готовы целыми днями не слезать с хозяйских рук или колен (и именно такой характер больше всего востребован любителями). Большинство же предпочитает, чтобы хозяин знал меру: при слишком затянувшихся поглаживаниях кошка раздражается и либо просто уходит, либо даже норовит цапнуть руку, которая ее гладит. Есть и такие кошки, которые общество сородичей открыто предпочитают обществу человека: роль единственной и неповторимой домашней любимицы совсем плохо им подходит.
Ну а что же можно сказать о большой и светлой любви кошколюба – любви, которая якобы очень сильно отличается от циничного потребительского отношения, приписываемого заводчикам, и должна являться залогом наисчастливейшей кошачьей жизни?
Любитель приобретает животное, заранее имея установку на длительное сосуществование. Поэтому для него очень важен не только и не столько экстерьер животного, сколько его характер. Отношение человека к кошке формируется по сути так же, как и его отношение к другому человеку: «встречает по одежке, провожает по уму». Кошколюб в котенка «влюбляется» за его очаровательную внешность, но в дальнейшем все большее значение начинает приобретать его характер, особенности поведения. Причем некоторые из этих особенностей способны напрочь убить всякую любовь даже у самого терпеливого и лояльного владельца. Будучи к такому не готов, не понимая причин, по которым животное упорно ведет себя совсем не так, как ожидалось, любитель по незнанию может оказаться способен на многое, так что простое «отлупить» может оказаться иной раз самым малым, что может грозить кошке.
Именно у эмоциональных владельцев, страстно любящих кошек, а не у равнодушных и циничных заводчиков, кошкам, «нагадившим» в неположенном месте, могут в кровь разбить морду в ходе «тыканья носом» в грязный пол. Именно любители придумали такой широко распространенный способ наказания кошки, как удар тапка по почкам: ведь они ассоциируют нижнюю часть кошачьей спины с «попой», а попе, как известно, битье не повредит. Все это делается не от желания поиздеваться над кошкой, а из-за раздражения, вызванного неумением объяснить «этой дуре» или «этой нахалке» «простые вещи». Поэтому «как объяснить кошке», «как понять кошку» – очень волнующие вопросы для любителя, и этим обусловлена бешеная популярность книг по «кошачьей психологии».
Кошки действительно могут вести себя таким образом, как будто «тупят» или «пакостят», а любитель только так это и расценивает: кошка «не хочет понимать», «кошка мстит», «кошка обиделась» совершенно так же, как это сделал бы человек. Но такое «очеловечивание» далеко не всегда оказывается на пользу кошке. Например, регулярные падения кошек из окон – тоже во многом результат «очеловечивания»: владельцы убеждены, что кошка «должна понимать», что падение с высоты представляет для нее смертельную опасность. И поэтому, когда кошка падает, иногда по второму и третьему разу, любитель реагирует на это падение возмущением: «Да когда же до этой идиотки дойдет?!!» – хотя большой вопрос, кого тут стоит упрекать в идиотизме и сколько раз кошка должна переломать себе кости, чтобы до хозяина наконец дошло: кошка и открытое окно – несовместимы.
Заводчику, занимающемуся кошками профессионально, намного проще разобраться с поведением кошки и, если надо, скорректировать его. Он не будет терзаться вопросом «чем я обидел кошечку?», обнаружив в неположенном месте кучу или лужу, и поищет другую, более вескую причину.
В то же время у любителя кошек мало, а у заводчика – много. Любитель, много лет живя вместе с одной, максимум двумя кошками, имеющими подходящие ему характеры, привыкает и привязывается к ним. Свое отношение он не только начинает считать эталонным, но и склонен порой сильно приукрашивать его – например, уверяя, что никогда, ни при каких обстоятельствах не смог бы расстаться со своей кошкой, потому что оба они этого не переживут. С таких уверений и начинаются нередко конфликты между заводчиками и любителями. Ведь всем известно, что заводчик не просто «может расстаться», но еще и регулярно расстается с «отработавшими» производителями питомника. В том числе и с такими, которые «работали» в течение 6 и более лет.
Когда любитель становится заводчиком и начинает выбирать кошек не за характер, позволяющий кошке с ходу «очаровать» и «втереться в доверие», а в первую очередь за внешность и качество экстерьера, он обнаруживает, что далеко не всегда желаемая внешность сочетается с желаемым характером. Даже кошки одной породы могут вести себя абсолютно по-разному и совершенно не в соответствии с «породными особенностями».
Разный характер кошек, разная их внешность формируют разное отношение к ним. Да и самим кошкам не нужно «одинакового» отношения. Иногда кошка в принципе не уживается в данном месте и с данным хозяином: проявляет агрессию к человеку и другим кошкам, не желает пользоваться лотком, – зато переехав в другое место, к другому человеку, прекрасно вписывается в его семью или новый кошачий коллектив.
Для любителя кошка, не желающая с ним уживаться, особенно если она породистая и куплена за большие деньги, – сущее наказание. Ведь решив завести породистое животное, он поначалу надеется, что впридачу к желаемому характеру получит еще и желаемую внешность, а на деле все может оказаться совсем иначе. Став владельцем совершенно неподходящего ему животного, бедняга вынужден либо жить с ним все положенные 10-20-30 лет, дабы поддержать свое реноме правильного кошколюба, либо готовиться к тому, что скоро его предадут анафеме за неуклюжие попытки вернуть, подарить или перепродать свое «неудачное приобретение»: ведь опыта пристройства любитель, как правило, не имеет. Возможно, страх перед такой ситуацией является одной из причин высокого спроса на маленьких котят – «мы хотим воспитать малыша сами, чтобы он привык слушаться только нас и вырос таким, каким нам хочется».
Заводчик выбирает кошку не по характеру, а по фенотипу. Поэтому, если в питомнике появляется кошка, чье поведение не вызывает у заводчика особого восторга, то для него это обычный рабочий момент, который не обернется трагедией ни для кошки, ни для него самого. «Нелюбимой» будет обеспечен равный со всеми стандартный уход и ветпомощь, от нее будет получено потомство с необходимыми породными данными, после чего кошка будет стерилизована и передана новому хозяину – любителю, которому заранее объяснят все тонкости поведения данной кошки. Поскольку описываться будет уже не котенок, чей характер только закладывается и поэтому непредсказуем, а взрослое, сформировавшееся животное со своими особенностями и предпочтениями, у кошки будет гораздо больше шансов найти себе именно того хозяина, который больше всего ей подходит.
Однако практически в каждом питомнике есть кошка или кошки, которых заводчик, весь такой принципиальный, циничный и радеющий лишь за интересы породы, действительно любит. Иногда так, что по способности разводить сюси-пуси над любимой кисанькой даст фору самому восторженному любителю, путающему кошку с человеческим младенцем и умиляющемуся каждому ее гуку, пуку и мяуку.
По-настоящему любимых кошек не бывает много, чаще всего такая кошка одна на весь питомник. Она не обязательно обладает великолепными породными данными и может иметь весьма серьезные недостатки экстерьера. Просто сочетание ее внешности и характера очаровывает заводчика независимо от места в племпрограмме. Когда в дело вмешивается любовь, интересы породы не имеют значения. Как сказала одна очень известная и очень принципиальная заводчица, приобретя кошку, ставшую любимой, – «о боже, мне даже все равно, будет ли она рожать!» Действительно «о боже!» – ведь с точки зрения интересов породы нерожающая кошка в питомнике абсолютно не нужна. Она будет лишь занимать место, которое могла бы занять еще одна ценная производительница.
Нужно ли говорить о том, что с любимыми кошками заводчики, так же, как и обычные владельцы, не расстаются? И не обязательно потому, что так лучше для кошки. Заводчик сам не может расстаться с ней, даже если кошка имеет столь легкий и уживчивый характер, что могла бы без труда адаптироваться практически к любому хозяину и была бы ничуть не менее счастлива с ним, а не с заводчиком. Отличие влюбленного заводчика от любителя в том и заключается, что первый, имея богатый опыт передачи кошек в новые дома, это понимает. И понимая, не станет обманывать себя и других уверениями, будто любимая кошка будет тосковать без него. В первую очередь он сам будет тосковать без нее, потому что впустил ее в свое сердце и привык считать членом семьи. Потому что чем дальше, тем больше становится приятных воспоминаний, традиций, ритуалов, связанных с этой кошкой. Она становится свидетелем взлетов и падений, удач и разочарований. Начинает восприниматься как верный друг, который всегда был рядом и должен остаться рядом до конца. А за все те минусы питомниковой жизни, с которыми придется мириться кошке, заводчик будет стараться платить ей удвоенным вниманием и лаской, выделяя ее среди других, отдавая самые лучшие кусочки, не допуская, чтобы другие кошки обижали ее.
У меня тоже есть такая девочка. В честь нее даже написана ода, потому что иначе, кроме как в стихах, рассказать о ней нельзя. Заводчица оценивала ее породные данные не очень высоко (ни в коем случае не «шоу», за которым так гонятся начинающие) и до сих пор скромно говорит «спасибо за то, что любите мою девочку, несмотря на ее недостатки». На самом деле люблю я ее не «несмотря на», а «благодаря тому, что». Уникальный характер этой кошки, одновременно и гордой, и нежной, удачно сочетается с очень неплохими породными и отличными племенными данными, так что недостатки недостатками, а мне, можно сказать, очень с ней повезло. Ведь и я, как та заводчица, могла бы сказать «о боже, мне даже все равно, будет ли она рожать», а она, однако, еще и рожает. Да не абы кого, а очень интересных, перспективных потомков, за что кое-кто из них уже сделал ее бабушкой.
Здравствуйте!
Я - заводчик. Теперь.
Я не расстаюсь с любимыми кошками. Действительно, среди кошек есть любимые и не очень, есть просто скверные личности. Есть у меня такие, которые неправильные с точки зрения породы , но настолько преданные и неповторимые, что разлучится с ними я никогда не решусь. В общем, с кошками - как с людьми или детьми. Когда она всего одна и скверная, думаешь, что что-то не то в тебе самой, раз она такая, не правильно воспитываю. Потом встречаешь другую , и вдруг - возникает любовь на всю жизнь. Такие дела. Ну , я думаю, и заводчики делятся по такому же принципу.
Кстати, мое самое первое породистое животное (с исключительными породными данными) оказалось сущим адом для нашей семьи. И если бы не мой ранний опыт общения с нормальными чудесными беспородными кошками - я бы возненавидела бы весь кошачий род.
Комментарий
52 участника(-ов)
© 2024 Created by Olga Boehm. При поддержке
Вы должны быть участником ASSOLUX.info, чтобы добавлять комментарии!
Вступить в ASSOLUX.info