Уж очень интимная вещь нижнее белье, чтобы говорить о нем публично. Но это совсем не тот случай! Сегодня соблазнительная деталь нижнего белья красавиц императорского Китая украшает гардероб не только китайских, но и западных модниц. А вдохновленные своей историей современные китайские дизайнеры создают на ее основе потрясающие воображение шедевры.
По канону
Плоская грудь – таков был непреложный древний канон красоты в Поднебесной. И китайским красавицам не оставалось ничего, как проходить через мучительное бинтование не только «лотосовых» стоп, но и нежной груди. Довольно болезненную процедуру проводили неширокой длинной лентой или специальной безрукавкой, туго стягивающей грудную клетку. Разумеется, дышать в такой повязке было довольно сложно, но невозможно было достичь идеала красоты другим путем. Бинтование прекращалось только на время беременности и кормления грудью.
Доподлинно известно, что первым аналогом современных бюстгальтеров в древнем Китае стали «набрюшники», так называемые 兜肚 (dudou). Их история уходит корнями в эпоху династии Хань, когда женщины надевали на переднюю часть тела кусочек ткани и закрепляли завязками сзади. А называлось в то время это чудо 抱腹 (baofu). Баофу украшалось вышивкой с популярной в то время темой любви.
«Бесстыднички» 诃子 (hezi) появились во времена династии Тан. Именно тогда в Китае нижнее белье перестало завязываться за плечи. Женщины с удовольствием стали выставлять напоказ верхнюю часть груди. Отсюда и пошло название нововведения. Аристократки украшали себя шелковыми «бесстыдниками», простолюдинки довольствовались вариантом попроще – hezi из хлопковой ткани. Эпоха династии Юань привнесла свои новшества в форму нижнего белья – оно стало застегиваться спереди. Функцию застежки на себя взяла шнуровка.
主腰 (zhuyao) появился во времена династии Мин. По форме чжуяо был жилетом, который завязывался спереди. Он должен был затягивать не только грудь, но и талию, придавая женской фигуре особую стать.
Эпоха династия Цин явила миру 肚兜 (дудоу) в том виде, в каком мы знаем его сегодня — женщины стали надевать нижнее белье в форме ромба, который закреплялся за шею и талию. Спереди образовывался треугольник концом вниз, который прикрывал пупок. В зажиточных семьях женщины баловали себя золотыми цепочками, используя их вместо завязок. Серебряные и медные цепочки украшали дудоу китаянок классом пониже. Бедные девушки завязывали свое белье красными шелковыми ленточками. Но женщин всех классов китайского общества объединяло одно – в нижнем белье они предпочитали красный цвет.
Даешь сексуальную революцию!
Начало двадцатого столетия века открыло Поднебесную для западных веяний. Китайские красавицы захотели стричь волосы на западный манер, как западные дамы, так же подчеркивать талию, бедра и грудь. Сначала в крупных городах, где влияние Запада было велико, а затем и в забытых богом селах бинтование груди постепенно исчезало. Но почти полностью оно прекратилось только к середине двадцатого века.
Яростно осуждал бинтование груди журнал «Beiyang Pictoral», разразившийся в 1927 году серией статей о женской независимости, которые несли в себе скрытый смысл освобождения от мужского гнета. Политический контекст сексуального равноправия в лозунгах борцов также сыграл свою роль в распространении моды на натуральные женские формы. Точка зрения «Beiyang Pictoral» сводилась к необходимости ношения бюстгалтера.
Однако имевшие от природы плоские формы, китайские модницы предпочитали в то время носить «маленькие жилеты» 小马甲 (xiaomajia), появившиеся все же под влиянием западных традиций.
Жилетка несла ту же функцию, что и западный бюстгальтер, придуманный в 1914 году Мэри Фелпс Якобс — он был совершенно плоским и придавал груди абсолютно мальчишеские формы. Известное нам бра с двумя чашечками разработала Ида Розенталь. Об этом чуде китаянки узнали из того же «Beiyang Pictoral» в 1927 году.
Трусики и лифчики, панталоны и чулки, комбинации, нижние юбки, и даже корсеты – все эти блага западной цивилизации стали доступны китайским женщинам в начале тридцатых годов в больших городах. Но женский бюстгальтер так и не стал непременным атрибутом гардероба китайских красавиц – они хоть и жаждали беспрекословно подражать западным дамам, но порой не знали, как надеть ту или иную диковинку западного гардероба. И, тем не менее, реклама тех лет активно пропагандировала бюстгалтеры, использовуя образ красотки, одетой в западное чудо-бра.
Немыслимо смелым в тридцатые считалось и ношение западного купального костюма, быстро полюбившегося китайским девушкам.
Китаянки не забывали и про традиционный дудоу. В эпоху поздней Цин его можно было увидеть на эротических картинках, изображающих придворных куртизанок. Но некоторые продвинутые модницы больших городов предпочитали не носить белья вообще. «В Шанхае мода достигла пика разврата!» — можем мы прочитать в “北京华报“ (beijing huabao) от 4 сентября 1930 года. В газете сообщалось, что «девушки облачаются в прозрачные ципао из тонкого газа, из под которого просвечивают розовая грудь и белоснежные женские ножки. Стоит подуть ветру, и последняя тайна раскрыта!» В конце статьи корреспондент задавался вопросом, чем же, в конце концов, отличался такой наряд от костюма Евы.
Сделано в Советском Союзе
Председатель Мао декларировал создание Китайской Народной Республики в 1949 году, и это событие положило начало огромным изменениям в моде, в том числе и в моде нижнего белья. Китай гордился солнечной дружбой с Советским Союзом, и не мог не перенять моду на «костюм Ленина» для мужчин-рабочих и «Советский лифчик» для трудящихся женщин. Семидесятые возвестили о переходе грубых «сделанных в СССР» лифчиков к более изысканным его формам с небольшими чашечками, подчеркивающими женственность. Не имевшим от природы выдающихся форм китайским девушкам он наконец-то пришелся по душе.
С середины девяностых производство полюбившихся китаянкам бра приобретает в Китае огромные масштабы. А изобретение в Японии микрофибры и форм бюстгальтеров, повторяющих формы тела, положило начало выпуску нижнего белья, которое ничем не отличало китайских красавиц от западных модниц. Но все в этом мире меняется…
Роскошь наружу
«Если женщины надевают ципао, им захочется почувствовать себя гармонично, надевая и нижнее белье в китайском стиле», — считает Wang Wen Tsung, основательница известной китайской марки нижнего белья Ordifen. «Когда китаянки одевают такие шедевры, они вновь начинают остро чувствовать принадлежность к своей культуре».
Впечатленная исследованиями дудоу, того самого знаменитого шелкового треугольника императорского Китая, которым женщины пользовались в древние времена, Ван в 2004 году создала коллекцию нижнего белья «Chinese Red lingerie». Ordifen таким образом постаралась привлечь внимание китайцев к своей истории: «Пропагандируя красный цвет, мы не призываем вернуться во времена Мао. Китайцы подзабыли свои древние традиции, и теперь им нужно заново учиться быть самими собой». На модных показах «Chinese Red lingerie» возымела эффект разорвавшейся бомбы, сделав марку Ordifen мгновенно знаменитой в Китае и за ее пределами. С тех пор бренд выпустил несколько серий волшебного нижнего белья, которое уж точно никого не может оставить равнодушным. Да к чему слова. Лучше один раз увидеть!
***
При подготовке статьи использованы материалы книги «中国内衣史», блога tata-cheshuina.livejournal.com и «A history of Chinese lingerie».
Автор: Юлия Авдеева